Статьи о скрипачах

Со скрипкой по жизни

Алена Баева

В южную столицу вновь слетелись казахстанские музыканты и артисты балета, живущие и работающие далеко за пределами родной страны. У нас прошел уже ставший традиционным третий по счету фестиваль классического искусства «Концерты на родине», организованный Общественным фондом «Алем Арт» и «БТА Банк». Среди приглашенных звезд Эльдар Сапараев (виолончель, Швейцария), Гульнар Машурова (арфа, США), супруги Казбек и Малика Ахмедьяровы (солисты балета, Германия), Адиль Бестыбаев (композитор, Канада) и многие другие.

Несмотря на спешку и суету, царящую за кулисами во время концертов, нам удалось заглянуть в гримерку и поговорить с бывшей алматинкой, а ныне солисткой из Москвы, концертирующей в лучших залах мира — Карнеги-холле, Театре на Елисейских полях, Большом зале Московской консерватории, — Аленой Баевой

Улыбчивая и коммуникабельная Алена нашла до выступления время и дала «НП» эксклюзивное интервью. Надо отдать девушке должное. Перед концертом Алена ничуть не волновалась, вела себя абсолютно естественно, юморила, и буквально за 15 минут мы успели поговорить и о карьере, и о личной жизни, и о любви к родному городу.

Алену называют «надеждой скрипичного искусства». Немудрено. В восемь лет она стала лауреатом республиканского конкурса в Казахстане. Позже побеждала на престижных международных фестивалях в России, Франции, Италии, Греции, Австралии, Швейцарии.

В 16 лет она стала солисткой Московской филармонии. В 20 лет ее удостоили права играть на скрипке Страдивари 1723 года из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. В исполнении Алены Баевой и камерного оркестра «Классика» прозвучал концерт Моцарта «Ре мажор для скрипки с оркестром». В Алматы она исполнила прокофьевский «Концерт № 1 для скрипки с оркестром».

— Алена, у Вас столько наград, Вы лауреат первой премии Международного конкурса в Варшаве, завоевали первую премию и девять специальных призов в Познани, Гран-при II Международного конкурса имени Паганини в Москве и право играть на скрипке Страдивари. Какая для Вас самая значимая?

— У меня все было как-то постепенно. Начала играть еще в бессознательном возрасте. Потом начала стараться по максимуму, втянулась, пошли конкурсы, призы, награды. Все награды равноценны для меня, наверное, потому, что не было какого-то такого резкого контраста. Все было потихоньку.

— За все в жизни нужно платить. Ради чего пришлось отказаться, чтобы добиться успеха в музыке?

— Есть люди, которым ничего не нужно, которые могут целый день играть в компьютерные игры. Но лично мне так жить скучно. У человека должно быть дело, вот и все.

— Каков Ваш жизненный принцип?

— Делать все, что в моих силах, и поменьше требовать от других.

— Вы могли бы променять свою нынешнюю профессию на какую-либо другую?

— Да, знаете, не хотелось бы. По-моему, у меня неплохо получается то, что я делаю...

— На каком инструменте Вы играете?

— На раритете от Карла Танони — ровеснице скрипки Страдивари. Она гораздо мягче по звуку, более камерная. Кстати, для исполнения Моцарта лучше инструмента не придумать.

— Ваша карьера не мешает личной жизни?

— Совмещать работу и личную жизнь легко. Я вышла замуж недавно. Муж замечательный. Он не музыкант. Он физик. Не педант, если бы он был таким, мне было бы сложно, потому что я сама вечно все теряю, забываю... Он москвич. Мы недавно переехали в домик под Москвой. У нас сад, так хорошо! Очень хочу деток. Вот думаю, а с какого возраста их можно на самолете перевозить, у меня же гастроли. Теперь, когда улетаю, скучаю по мужу.

— А кто у Вас дома готовит?

— Ой! Я люблю готовить и кушать обожаю! Я какое-то время жила во Франции, так я в таком восторге от того, как французы из любых продуктов могут быстро приготовить настоящий шедевр.

— А какую кухню предпочитаете?

— Тут как в музыке — люблю все.

— Какие ощущения испытываете, когда бываете в Алматы?

— Вспоминаю детство. Радуюсь как ребенок.

Анна Шелепова, "Новое поколение"